Меню & пошук

Что будет с Крымом?

Что будет с Крымом?

crimea
500px.com/irrr

Что будет с Крымом? Это вопрос, который тревожит сегодня всех – и жителей Украины, России, и даже самих крымчан. Наивно полагать, что судьба Крыма решалась на вчерашнем референдуме – он был нелегитимен с самого начала, не говоря уже о том, какими способами и с какими чудовищными нарушениями он был проведен. Крымский референдум напомнил нам о голосованиях в лучших традициях нацистской Германии – ведь какое может быть волеизъявление под дулами автоматов?

Но сейчас нет смысла говорить об этом. Если де-юре АРК – территория Украины, то де-факто это уже другая территория, под юрисдикцией другой власти. Давайте разложим по пунктам, что же ожидает Крым и его жителей в ближайшем будущем. 

Внешние проблемы

crimea

Важно осознать, что Крым – это полуостров, соединенный с Украиной тонким перешейком, через который были построены все коммуникации для поддержки жизнедеятельности региона. Эту географическую особенность не сможет опровергнуть даже выпуск вечерних новостей з Дмитрием Киселёвым. Поэтому много чего теперь будет зависеть от этой особенности, иначе говоря–- как бы Крым не хотел, он зависим от Украины.

Электроэнергия, вода и газ. Несмотря на все скрытые желания радикальных жителей Украины отрезать Крым от коммуникаций, этого не произойдет. Остановка коммуникаций означала бы гуманитарную катастрофу: у полуострова нету возможности оперативно предоставить населению даже продукты и питьевую воду, не говоря уже об энергии и газе. 2 миллиона человек, которые проживают в республике, не продержатся более недели на собственных запасах, а через географические особенности даже Россия не будет в состоянии помочь.

Чего стоит ожидать – так это повышения тарифов на все, что идет с континентальной Украины. Это вода, газ, электроэнергия, и даже интернет. Раз уж регион хочет стать самостоятельным, независимым или войти в состав России – придется платить по счетчику. Надеяться на то, что Россия построит многообещающий мост через Керченский пролив, который частично решит коммуникационную проблему – как минимум глупо. На это нужны не менее $400 млн и как минимум 5 лет строительства.

Международный статус. “Дурень думкою багатіє” – отличная украинская пословица о тех жителях Крыма, которые надеются на скорое процветание в составе России. Уже сейчас даже самому далекому от политики человеку понятно, что ни одна страна мира не признает Крым – ни как независимую страну, ни как субъект в составе РФ. Это означает, что республика зависнет в статусе “спорной территории”. Напомним – это судьба Абхазии, Южной Осетии, Карабаха, Приднестровья и даже Косова, против отделения которого так выступала Россия.

Жители Крыма не смогут выехать не то чтобы в Европу, но и многие другие страны: им попросту никто не оформит визу. Про участие в международных организациях тоже можно забыть.

Транспорт. Советуем почитать детальный анализ транспортной (если быть точными – железнодорожной) системы Крыма от Сергея Петренка, который работал в этой сфере. Возведение границы на перешейке с Украиной как минимум остановит грузо- и пассажиропоток железной дороге, ведь теперь всем придется делать два досмотра – на украинской стороне, и на крымской. Для этого нету ни соответствующих путей, ни станций, ни депо, ни локомотивов. При строительстве железной дороги как-то не думалось, что полуостров может быть другой страной. Поэтому вряд ли бизнес захочет вообще посылать какие-то поезда в Крым – проще отказаться от этой затеи. Процесс разъединения железных дорог Украины и России в 90-х занял более 6 лет, при намного лучших географических условиях. При отсутствии движения, тупиковая железная дорога Крыма придет в упадок.

Авиасообщение. Возвращаясь к теме международного статуса Крыма – ни одна авиакомпания мира (кроме России, естественно) не позволит там сесть своему самолету: страховка не действует на спорных и непризнанных территориях. Поэтому в лучшем случае с Крыма можно будет улететь только в Россию. Например, на отдых на Байкал или море Лаптевых.

Порты. Аналогично авиасообщению, компании мира не пошлют свои суда в воды непризнанной страны, где не действует страховка. Грузооборот крымских портов упадет: если железная дорога не будет отгружать и принимать товары, следовательно, не за чем ехать в Крым.

Внешний бизнес. Как вы думаете, много ли стран захочет вести дела в непризнанной территории? Много ли компаний захочет вложить свои деньги в города на спорной территории? И наоборот, насколько легко теперь крымские предприятия смогут экспортировать что-то в другие страны? Ответ очевиден.

Внутренние проблемы

detailed_picture
© AFP / East News

Экономика. Российские телеканалы и новоявленная власть Крыма может много чего рассказывать об экономической составляющей региона, но республика в составе Украины была дотационной – то есть не могла себя обеспечить. Конечно, сегодня мы услышали заявления о том, что все налоги и платежи теперь не будут направляться в Киев, но сильно ли это изменит ситуацию, в связи с тотальным обострением во всех сферах жизни полуострова?

Полный переход на рубль в качестве основной валюты до 2016 года не изменит ситуацию: экономика полуострова окажется привязанной к экспортно-ориентированной и газово-нефтяной экономике России, которой в последнее время пророчат все более печальные сценарии.

Туризм. То, что летний сезон-2014 сорван, стало понятно еще в первых числах марта, когда “неизвестные вежливые люди” (российские военные) оккупировали полуостров. Какой человек в здравом уме захочет ехать отдыхать в регион с нестабильной ситуацией, где по дорогах ездят БТРы и танки, летают вертолёты, а среди белого дня исчезают люди? Это не говоря уже о том, что качество сервиса в Крыму оставляло желать лучшего: понятно, почему даже украинцы в последнее время стали предпочитать отдыхать в Турции, Болгарии и Египте.

Неизвестно, знают ли об этом сами крымчане, но любые помещения, которые незаконно сдаются в аренду, по законам РФ подлежат конфискации. Если украинская власть еще закрывала глаза на многочисленные домики и гаражи, которые летом сдавались отдыхающим, то мы не уверены, что так же будет делать Россия.

В ближайшее время можно поставить крест на туристической сфере Крыма, ведь максимум, на кого можно рассчитывать в качестве отдыхающих – это российские военные и их семьи.

Политика. Те, кто смотрят российское телевидение, вряд ли узнают, что за любой несанкционированный митинг в России вы совершите незабываемое путешествие в автозаке к райотделу. Поэтому об акциях протеста, митингах и прочих собраниях можно забыть: теперь в Крыму будет только одна единственно верная точка зрения и правда. Не забываем, что до трети населения республики – украинцы и татары – не будут терпеть и молча сидеть, смотря на все, что происходит в Крыму. Ждите народных волнений.

Коррупция. Большие надежды возлагаются на финансовую помощь России, которая с каждым днем обещает все больше и больше денег Крыму. Но почему-то нам кажется, что республика испытает на себе горький опыт Абхазии, денежная помощь которой от России так и не пришла в полном объеме, а те деньги, которые таки были направлены на развитие региона, разворовались представителями “новой власти”. В нашем случае более всех будет счастлив товарищ Аксёнов&co.

Россия – далеко не наилучшая страна для ведения бизнеса. Впрочем, как и Украина. Но если в Украины после событий этой зимы появился шанс перезапустить все механизмы и улучшить ситуацию, то Крым ожидает коррупция в лучших традициях Российской Федерации.


Что же будет с Украиной без Крыма? Это уже другая история.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

31 коментар

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: